?

Log in

No account? Create an account
 
 
04 August 2008 @ 04:34 pm
Про Фрэнка Черчилля  

Встретилось мне как-то в критике упоминание о том, что Фрэнк Черчилль "одного поля ягода" с Уикхемом, Уиллоби и пр. отрицательными персонажами Джейн Остен. Задумавшись о том, что на самом деле представляет из себя Фрэнк Черчилль, я пришла к выводу, что не так уж он и плох!
Итак, чего же он такого нехорошего сделал, за что его можно винить? Был тайно помолвлен с одной молодой леди, и в это же время активно ухаживал за другой. (Да так, что окружающие думали, что он к ней вот-вот посватается) Ну и еще, пожалуй, можно его обвинить в распускании слухов о своей тайной невесте (насчет ухаживаний мистера Диксона)
Но чем на самом деле было продиктовано его поведение? Итак, Фрэнк Черчилль, завися от самодурши-тетки, тайно обручается с Джейн Ферфакс. Были ли у него объективные причины скрывать эту помолвку? Думаю, да, поскольку Джейн вовсе не завидная невеста, и миссис Черчилль могла вполне воспротивиться их браку. Что было бы, если бы она таки узнала о помолвке племянника - похожая ситуация уже была описана Джейн Остен в "Разуме и чувствах", когда миссис Феррарс лишила наследства Эдварда, узнав о его помолвке с Люси Стил. Конечно, можно было бы поставить в вину Фрэнку, что он, так завися от своей тетки, дал таки слово Джейн... Но это уже немного другой вопрос. (Непонятно, на что он надеялся, что рано или поздно сумеет убедить тетку принять Джейн в качестве невесты, или на то, что рано или поздно станет свободным от ее опеки, но это я пока не собираюсь обсуждать.)
далее, несмотря на тайную помолвку и разлуку, Фрэнк на самом деле продолжал общаться с Джейн и даже заботиться о ней. Они переписывались, он подарил ей пианино (хоть и тайно), захаживал в гости к Бейтсам (причем стараясь, чтобы никто не навязыл ему свою компанию). (Несколько раз, кажется, повторялась сцена, когда Фрэнк заходил прощаться к Эмме, она его спрашивала, ка кже он уедет, ни с кем не попрощавшись, а он отвечал, что к Бейтсам он уже зашел. Вот так, сначала к своей настоящей, но тайной, невесте, а потом уже к той, за которой ухаживал у всех навиду!) Еще, насколько я помню, приезжать к отцу Фрэнк начал как раз после того, как Джейн приехала к Бейтсам. Возможно, поездки к отцу он использовал в том числе как и повод увидеть ее. И после смерти миссис Черчилль Фрэнк сразу же объявил о своей помолвке с Джейн! (Хотя, теоретически, желай он ее разорвать ради брака с той же самой Эммой, он это вполне мог сделать как и при жизни тетки, так и после ее смерти.)
Теперь, что касается отношений Фрэнка с Эммой. Итак, мы уже убедились, что Джейн он на самом деле не забывал, помолвку их необходимо было хранить в тайне, и Фрэнк в качестве отвлекающего маневра выбрал ухаживания за другой девушкой. (Чисто мужской ход, скажу я вам!) Возможно, были и другие варианты, возможно, стоило вести себя одинаково ко по отношению ко всем местным девушкам на выданье, но Фрэнк выбрал другой способ. Одновременно ухаживая за Эммой как за самой подходящей кандидатурой (кстати, Эмма несколько раз на протяжении книги заявляет, что вовсе не собирается замуж, возможно, эти ее утверждения были таки услышаны Фрэнком и именно поэтому он выбрал ее в качестве объекта ухаживаний - как наименее подверженную риску оказаться с разбитым сердцем), он также старался убедить окружающих, что Джейн на самом деле неравнодушна была к мистеру Диксону. Этакий "двойной удар", дескать вовсе не подумайте, уважаемые леди и джентельмены, что между мной и мисс Ферфакс что-то было или может быть! Я вот на мисс Вудхаус заглядываюсь, а она не может забыть мистера Диксона...
И вот тут-то Фрэнк несколько перестарался... (Да, бывает с мужчинами такое, решил порадовать любимую на 8-е марта завтраком в постель, и... разбил несколько чашек на кухне в процессе приготовления оного! :)))) В глазах окружающих он слишком уж пылко ухаживал за Эммой, чтобы не сделать ей предложения после этого предложения (слава Богу, а может быть, и по его расчету, сердца он ей этим не разбил), ну а вот бедняжка Джейн этому таки поверила и решила наняться в гувернантки (видать, мало он ей все таки говорил при приватном общении, как он ее любит!) Смерть миссис Черчилль поставила все точки над i в этой истории, но думаю, проживи она дольше, Фрэнк бы что-нибудь придумал бы, не позволил бы Джейн наняться в гувернантки, может быть, открылся бы отцу с просьбой, чтобы тот поддержал его, а может быть, даже и миссис Черчилль.
В общем, не так уж и плох Фрэнк Черчилль ИМХО, чтобы ставить его в один ряд с Уикхемом и Уиллоби. Конечно, и его поведение было небезупречно, и "дров" он несколько "наломал", но ничего плохого, порочного он в сущности сделать не хотел. Хотя Джейн Остен устами мистера Найтли, насколько я помню, и такое поведение тоже осуждает...

 
 
 
rokstonrokston on August 4th, 2008 01:17 pm (UTC)
Ну, по-хорошему, мне все-таки не понятно, зачем было придумывать историю с мистером Диксоном. Оправданием кое-каким может служить только то, что иногда они с Джейн ссорились и дурной характер мог натолкнуть на такую вот мысль, и все равно отношение странное к любимой девушке.
(Deleted comment)
rokstonrokston on August 4th, 2008 02:04 pm (UTC)
Хм, действительно...надо перечитать:))) А то кается, что он таки палку перегибал с этим...но...надо проверить
Сhristinachris_tisha on August 4th, 2008 04:58 pm (UTC)
все конечно описано правильно, только вот пути он легкие выбирал...он ждал смерти тетки, не очень-то благородно...плюс, он явно был слабохарактерным. вот подумайте, зачем делать предложение из расчета, что только смерть другого человека сможет способствовать браку... а где же были его мужские поступки достойные положительного героя? он ходил по баллам и всяким там мероприятиям, катался по стране с визитами за деньги той же тетки..а он работал? он где-то крутился-вертелся, чтобы решить проблему? нет, конечно, он решил путем наименьшего сопротивления дождаться смерти тетки, а заодно позабавиться с ухаживаниями и интригами...думаю именно это осуждает Остен... к примеру, тот же Едвард Феррарс, уже знал, чем он хочет заниматься и как он планирует содержать семью в худшем случае (если бы мать узнала) А когда мать узнала, он поступил достойно и все равно не отказался от Стил, даже не любя ее. Думаете Фрэнк остался бы с Джейн, если бы его наследство было под угрозой? лично я вижу его очень взбалмашным и безответственным молодым человеком, который делал все ради забавы, думаю он влюбился в Джейн, но её положение в обществе его не огорчало, а скорее добавляло азарта в его жизни...
(Deleted comment)
Сhristina: mr.darcychris_tisha on August 5th, 2008 04:57 am (UTC)
Или, Вы думаете, ему доставляло удовольствие быть именно тайно помолвленным и притворяться на людях, общаясь со своей невестой?

да, именно это я и имела в виду (п.с. ко мне можно на ты ;) ).

Фицуильям Дарси, Чарльз Бингли, мистер Найтли, мистер Уэстон (отец Фрэнка), отец самой Эммы, сэр Томас Бертрам.

их нельзя ровнять, они ни от кого не зависили и имения были их по наследству и праву. а Томас Бэртрам зарабатывал на плантациях с неграми, по-моему, это я бы тоже сказала своего рода работа. Дело в другом, Фрэнк, не имея их положения, жил в свое удовольствие. Он мог пойти учиться или стать военным, но он этого не сделал! да, для джентельменов профессий было не много, но по сравнению с бедными леди, которым только брак и все, у него была масса вариантов!

За Торпа и Крофорда согласна. Если честно, мне искренне жаль Уиллоби... не знаю, я понимаю, что он получил по заслугам за свой гнусный поступок, но Марианну он на самом деле любил...
(Deleted comment)
Сhristinachris_tisha on August 6th, 2008 05:02 am (UTC)
Re: ко мне тоже можно на ты ;)
да, может быть и так...

по поводу Марианны ( я лично не очень люблю этот персонаж), мне всегда казалось, что она, руководствуясь своими чувствами, была довольно глупа (начитана, но глупа), поэтому не уверена, что она бы разлюбила Уиллоби, если бы он ей рассказал, хотя спорить не буду, могу ошибаться =)
Дамасская Розаdamasked_rose on August 5th, 2008 02:04 am (UTC)
Если уж на то пошло, мне кажется несправедливым равнять Уикхема и Уиллоби. Мне кажется, "отрицательные персонажи" у Джейн Остен делятся на совсем отрицательных, к которым автор сама питает неприязнь, и на таких "не очень отрицательных", к которым автор сама втайне немножечко неравнодушна. Вот Уикхем или мистер Эллиот - они совсем отрицательные. А Уиллоби или Генри Крофорд - они вроде бы и нехорошие поступки совершают, но автор с ними обходится как-то очень любя.
А во Фрэнке Черчилле я вообще ничего особо отрицательного не вижу. И мне кажется, что будь он и вправду отрицательным, Джейн Остен не отдала бы ему в жены умницу-красавицу и вообще мисс Совершенство Джейн Ферфакс.
Сhristina: mr.darcychris_tisha on August 5th, 2008 05:02 am (UTC)
в принципе, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения жены-красавицы, то наверное, не на столько Остен не любила Фрэнка. хотя с другой стороны, если бы она его не женила, умница-красавица осталась бы с разбитым сердцем. По-моему для Остен страшнее второе, поэтому мне кажется, что вопрос на сколько он хорош для нее не стоял...хотя кто его знает, о чем могла думать Остен =)
Дамасская Розаdamasked_rose on August 5th, 2008 11:54 am (UTC)
Конечно, мы можем только предполагать. :) Вот я и предполагаю, что будь Фрэнк действительно недостоин Джейн Ферфакс, автор ближе к концу книги нашла бы ему замену. :) Тем более, что мне где-то встречалось мнение, что Джейн Остен написала эту героиню с себя.
(Deleted comment)
Дамасская Розаdamasked_rose on August 6th, 2008 12:08 am (UTC)
Это не то чтобы я подметила, я это предположение встречала у Фэй Уэлдон, в ее "Письмах к Алисе". А мне как-то хочется в это верить.
Вот Фрэнка я именно так и представляю, как вы охарактеризовали. :)
Полинаpelagos on August 15th, 2008 03:45 pm (UTC)
м... интересно, а какие сходства вы подметили в Дж. Ферфакс и Дж. Остен. Я как-то об этом даже не задумывалась...
(Deleted comment)
Полинаpelagos on August 16th, 2008 11:04 am (UTC)
На рисунках Остен действительно темноволосая. Но, что какается мисс Ферфакс, не уверенна. Она не была блондинкой, а скорее всего была русой.

Честно говоря, мне кажется, что характер Остен больше похож на характер Лиззи Беннет, чем на Дж. Ферфакс.
Не была Остен уж такой гладкой, безупречной и милой мисс Совершенство. Я не сомневаюсь в достоинствах Остен, и в ней и в Лиззи есть ум, образованность, но при этом нет всепрощения мисс Ферфакс и Дж. Беннет. Иначе Остен бы не стала писательницей. И такой писательницей. Ей как и Лиззи свойственна ирония, колкость и может чуточку злость. Она умеет смеяться над другими и над самой собой.
Дамасская Розаdamasked_rose on August 16th, 2008 05:01 am (UTC)
Вообще это все чистой воды предположения. Но вот что получается: талантливая, умная, небогатая девушка, которая явно на голову выше всего своего окружения (Джейн Ферфакс умнее и глубже той же Эммы, например) и которая поэтому обречена на непонимание и глубинное одиночество... мы, конечно, не так много знаем о жизни Джейн Остен, но, мне кажется, ее ум и талант тоже вряд ли встречали понимание и достойную оценку среди окружающих, и ей тоже приходилось терпеть и глупость близких, и вульгарные попытки "покровительства", и зависть сверстниц (а я совершенно убеждена, что Эмма именно завидует Джейн, да еще как завидует!).
(Deleted comment)
Дамасская Розаdamasked_rose on August 6th, 2008 12:16 am (UTC)
Может, я и напишу, ага. :) Потому что мне кажется, что я улавливаю очень отчетливую разницу в отношении автора к перечисленным персонажам.
Полинаpelagos on August 15th, 2008 03:58 pm (UTC)
мне кажется, что у Остен персонажи подразделяются не просто на "отрицательные" и "положительные", а гораздо сложнее. Есть простые характеры- отрицательные или положительные. Такие как мисс Ферфакс, Джейн Беннет, и др.
А есть более сложные и глубокие, которые не всегда однозначно можно назвать во всем положительными или отрицательными. К таким персонажам, кажется Джейн питает особенную симпатию. И в отношении к ним, для Остен важна их способность к перемене своего взгляда на мир, способность измениться в лучшую сторону.
Мистер Дарси, Элизабет, Эмма и некоторые другие изменились в результате пережитых событий. Даже у Уиллоби, наверное, что-то перевернулось внутри. В то время как есть у нее персонажи неспособные увидеть свои недостатки, закостенелые. Например Уикхем, мистер Коллинз и пр.